Фрагмент для ознакомления
2
Стремительные изменения общественного сознания под влиянием социально-политических и социально-экономических вызовов представляют собой проблемное теоретическое и практическое поле исследований для современных общественных наук. Общество представляет собой совокупность личностей его членов. Каков человек, таково и общество, и, если мы хотим построить развитую цивилизацию, мы должны начать с образования молодежи.
Очевидно, что успех человеческого общества в XXI веке будет зависеть от развития личностных качеств и способностей. Личность, ее потенциал, деятельность, направленная на создание, а не на разрушение человеческой цивилизации, являются объектами современных гуманитарных исследований. В условиях глобализации и многополярности современного мира обществу нужны не революции, а инновации. Нам нужны лидеры, потенциальные способности которых не реализуются в идеологическом, антигуманистическом, антисоциальном и коррупционном контексте, а являются основой прогресса и социального роста [1].
За последние два десятилетия в мировом образовании большое внимание уделяется формированию и развитию этнической и религиозной идентичности на основе семейного воспитания. Данные тенденции в системе образования в многонациональном обществе дали отрицательные результаты в виде национализма, религиозного фанатизма и крайнего индивидуализма, которые не способствуют инновационному прогрессу личности и общества в целом.
Более того, программы развивающего образования продолжают доминировать, особенно в начальных школах, в которых особое внимание уделяется развитию когнитивного интеллекта. Однако проблемы развития социального интеллекта мало обсуждаются в практике школьного образования. Эта тенденция неизбежно влияет на перспективы успеха будущих поколений. Человек, отягощенный знаниями, но не умеющий общаться с другими, не желающий применять эти знания на благо общества и неподготовленный к конструктивному социальному взаимодействию, как минимум обречен на одиночество и забвение, а как максимум может быть социально опасен для общества.
Термин «самоактуализация» был сформулирован К. Гольдштейном. Автор был сторонником организменной теории, поэтому находился в стадии самоактуализации. понял восстановление способностей личности после травмы, а позже — универсальный принцип жизни, не коррелирующий с органами и клетками. По мнению Гольдштейна, самореализация — главный и единственный мотив человека, который всеми доступными ему способами постоянно стремится реализовать свои врожденные потенциалы [17].
Представители гуманистической психологии внесли огромный вклад в изучение феномена самоактуализации. Таким образом, А. Маслоу понимал самоактуализацию не только как конечный результат, но и как процесс выявления и реализации собственных возможностей. В свою очередь, К. Роджерс рассматривал самоактуализацию как врожденное стремление личности к реализации, самосохранению и самоукреплению с целью полноценного функционирования на протяжении всей жизни. С точки зрения современной версии гуманистической теории развитие человека описывается в мире действительности через совместные действия, взаимодействие и общение с другими людьми и через деятельность по самосовершенствованию – самореализацию [10].
По мнению представителя экзистенциальной психологии В. Франкла, самореализация — это не цель, предмет стремления человека, а следствие, результат.
Вышеуказанные авторы отождествляют понятия «самореализация» и «самореализация», рассматривая их с точки зрения потребности в высших духовных ценностях, стремления раскрыть собственный потенциал, а также как условие зрелости. психологический.
Напротив, многие авторы разграничивают эти понятия. Так, С. Бюлер главной целью жизни считал проявление стремления к самореализации, которое является результатом самореализации человека в различных сферах, в том числе профессиональной и семейной.
По мнению Э.Э. Вахромова, самоактуализация предполагает наличие определенного потенциала «Я», который необходимо раскрыть или реализовать через работу над собой в процессе общественно значимой деятельности. То есть самореализация – это внешняя деятельность, а самореализация – это работа на «внутреннем уровне».
Точно так же Л.А. Коростылева связывает самоактуализацию с субъективными, внутренними аспектами и самореализацию с внешними. По ее мнению, самореализация – это высший уровень самореализации [15].
В И. Слободчиков и Е.И. Исаев с философско-антропологической точки зрения рассматривают личность человека в виде личностного и самоопределяющегося «Я» среди других, для других и для себя. Таким образом, самоактуализация представляется как процесс, посредством которого человек становится субъектом собственной жизнедеятельности посредством выработки норм, правил, способов деятельности, ценностей и смыслов, регулирующих сосуществование людей в обществе. И.А. Витин определяет самоактуализацию как непрерывный процесс, предполагающий осознание личностью перспектив своего развития и развития общества, ответственность за сделанный выбор, а также способность видеть альтернативы и овладевать индивидуальным стилем деятельности.
Д.А. Леонтьев также разделяет понятия «самоактуализация» и «самореализация», указывая в качестве критерия самореализации предметную деятельность, имеющую социальную значимость.
С.И. Кудинов предложил мультисистемную модель изучения личностной самоактуализации, в которой понятие самореализации по степени охвата соответствует понятию самоактуализации в широком смысле.
Процесс самоактуализации в подростковом возрасте проявляется в форме принятия на себя ответственности за свою жизнь, свои действия и их последствия. В этот период появляется собственное мнение и способность опираться на ранее приобретенный жизненный опыт. Подростковый возраст знаменует собой начало перехода от детских фантазий, мечтаний и игровых мотиваций к реалистичному планированию, выработке стратегий реализации жизненных планов и саморегуляции.
Первые акты самоактуализации возможны при координации мотивационной, познавательной и волевой сфер, принимающих участие в реализации задуманного. Их успешность способствует развитию иерархической структуры мотивов и приобретению высших форм эмоций и личностных смыслов. Акты самореализации позволяют подростку проявить характеристики, соответствующие высоким стандартам и требованиям жизни и общества, предстать субъектом самообразования и саморазвития.
Важным моментом является то, что деятельность по самосовершенствованию подростка происходит в рамках образовательного процесса. Образовательное пространство должно служить воспитывающей и развивающей средой для подростка. Поэтому суть процесса самореализации в образовательном пространстве заключается в донесении до образованных путей, методов и способов становления через педагогов. Способность учащегося самостоятельно организовывать учебную деятельность без систематического контроля и посторонней помощи необходима для проявления и реализации его потенциальных способностей [6].
В этом контексте проблема социальных исследований феномена самореализации в подростковом возрасте остается актуальной и требует дальнейшего развития. В частности, малоизученным остается вопрос о связи особенностей самореализации в подростковом возрасте с различными чертами личности. Исследование данного вопроса может быть широко использовано при организации коррекционно-развивающей деятельности по оказанию психологической поддержки подросткам.
1.1. Психологические особенности самоактуализации личности подростков
Особую актуальность приобретает проблема изучения условий личностного саморазвития и самореализации в современных условиях социальных и экономических преобразований. Человеку необходимо самостоятельно определить свой жизненный выбор. Изменения во внешних международных отношениях и распространение коронавирусной инфекции в мире внесли изменения в жизнь людей, но в то же время не снизили уровень требований к развивающейся личности [21].
Самоактуализация – это, прежде всего, активный поступок, то есть действия и действия, направленные на реализацию жизненного проекта.
В его структуру входят следующие характеристики:
1. Каждое действие должно заканчиваться конкретным результатом, формированием новой компетенции.
2. Действие личности направлено на самого себя, на собственное преобразование.
3. Индивидуум должен понимать, что он может сделать самостоятельно, не полагаясь на помощь других людей.
Исходя из вышеизложенного, самоактуализация и самореализация являются двумя неразделимыми аспектами процесса развития и роста. Результатом этого процесса является человек, сумевший раскрыть и использовать свой потенциал. То есть человек, достигший самореализации.
Самоактуализацию можно определить как процесс саморазвития личности, его личностного роста «изнутри», как процесс, в котором человек становится субъектом собственной жизнедеятельности, направленным на выработку жизненной стратегии, на построение иерархия ценностей и поиск смысла жизни. Оно неразрывно связано с процессом рефлексии, пронизывающим все компоненты личностного роста: самопонимание, аутосимпатию, ценности, смыслы [19].
К. Роджерс определял самоактуализацию как процесс, посредством которого человек реализует свой потенциал на протяжении всей жизни с целью стать полноценно функционирующей личностью. Пытаясь добиться этого, человек проживает жизнь, полную смысла, стремлений и волнений. По мнению К. Роджерса, не нужны большие мотивационные блоки, чтобы понять, почему человек активен; Каждый человек изначально мотивирован тем, что он испытывает. Мотивы и влечения не объясняют целенаправленную деятельность организма. Человечество принципиально активно и самореализуется в силу самой своей природы. К. Роджерс считал, что ни один человек не самоактуализируется настолько, чтобы отказаться от всех мотиваций. У него всегда есть таланты, которые можно развивать, навыки, которые можно совершенствовать, более эффективные и увлекательные способы удовлетворения биологических потребностей. Однако мы можем говорить о людях, которые достигли большей самореализации, чем другие, которые больше других продвинулись к функционированию, которое можно определить как более полное, творческое и автономное.
На этапе подросткового и старшего школьного возраста в период формирования мировоззрения происходит не только профессиональное и жизненное самоопределение, но и нравственное самоопределение.
Поэтому в этом возрастном периоде формируется ориентация личности, включающая иерархию потребностей, ценностей и устойчивых мотиваций поведения [4].
Система ценностных ориентаций личности лежит в основе различных отношений личности с действительностью: нравственность повседневного поведения, соответствие нравственности личности прогрессивным общественным идеям, идейная природа личности, многообразие потребностей, интересов личности. и их масштабы; степень стабильности отношений: слаженность и целостность личности или целостность личности.
Личностная направленность взрослого человека, как правило, формируется. Формирование ориентации молодых людей зависит от тех взрослых, которые находятся рядом с ними. Очень важно, чтобы морально-этические нормы этих взрослых были идентичны общесоциальным нормам.
Социальная среда подростка и юноши – это, прежде всего, родители и педагоги. И если диагностировать и корректировать нравственную составляющую семейной среды сложно, то личность педагога рядом с юношей должна, конечно, быть высокоморальной, развиваться и стремиться к реализации своих целей.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Авдулова, Т. П. Психология подросткового возраста : учебник и практикум для вузов / Т. П. Авдулова. — Москва : Издательство Юрайт, 2024. — 394 с.
2. Алимова, Е. Р. Сформированность саморегуляции деятельности и коммуникативной компетентности обучающихся в условиях нормы и с особенностями развития: Монография / Е.Р. Алимова, Т.И. Печенкина, Е.В. Петров, К.М. Каримова. — Текст: непосредственный / Отв. ред. к.т.н., доц. Петров Е.В. Министерство науки и высшего образования РФ, ТГАСУ. Тамбов: Юком, 2018. — 70 с.
3. Андреева, И. Г. Исследование особенностей самоотношения подростков / И.Г. Андреева // Гаудеамус. – 2016. − №2. – С.89-93.
4. Аракчеева, С. А. К вопросу о готовности подростков к саморазвитию // Вестник Костромского государственного университета. Серия: Педагогика. Психология. Социокинетика. - 2018. - № 1. - С. 159-161.
5. Арендачук, И. В. Самоотношение в структуре самосознания подростков и юношей: динамика развития // Изн. Сарат. ун-та. Нов. сер. Сер. Философия. Психология. Педагогика. - 2017. - Т. 17, вып. 4. - С. 434 – 438.
6. Белов, В. В. Концепция личности в акмеологии лидерства: системноэволюционный подход / В.В. Белов. — Текст: непосредственный // Вестник Ленинградского государственного университета им. А.С. Пушкина. — 2017. — № 4. — C. 43–57.
7. Белов, М. А. Саморазвитие личности в подростковом возрасте / М. А. Белов, А. В. Белова. — Текст : непосредственный // Юный ученый. — 2024. — № 1 (75). — С. 132-134.
8. Втюрина, Т. А. Стремление к самоактуализации и особенности Я-концепции в раннем юношеском возрасте / Т.А. Втюрина, Д.В. Грязева. — Текст: электронный Научно-методический электронный журнал «Концепт». — 2020. — № 11. — С. 105–111.
9. Гатич, Л. В. Агрессия и одиночество в подростковом возрасте. Формы проявления и способы преодоления / Л. В. Гатич // Психология. Историко-критические обзоры и современные исследования. — 2020. — Т. 9. — № 2А. — С. 190–197.
10. Горская, Ю. М. Особенности развития личности в подростковом возрасте / Ю. М. Горская. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2020. — № 43 (333). — С. 71-73.
11. Долгова, В. И. Социальный стресс как фактор дезадаптации личности / В. И. Долгова, Е. А. Василенко // Современные наукоемкие технологии. — 2016. — № 8–2. — С. 303–306.
12. Жарова, Д. В. Психологические особенности подросткового буллинга / Д. В. Жарова, Е. Ю. Терех // Научно-педагогическое обозрение. 2018. №1 (19). С. 79-83.
13. Завражнов, В. В. Социально-психологические аспекты развития эмоционально-волевой сферы подростков из неблагополучных семей / В. В. Завражнов, Е. Д. Железнова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2017. — № 19 (153). — С. 274-276.
14. Зайцева, А. П. Особенности мотивационной сферы подростков / А. П. Зайцева. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2016. — № 18 (122). — С. 182-184.
15. Кузнецова, Д. А. Особенности развития мышления в подростковом возрасте / Д. А. Кузнецова, О. А. Братцева. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2018. — № 22 (208). — С. 285-288.
16. Леонтьев, Д. А. Синергетика и личность: к неравновесной персонологии / Д.А. Леонтьев. — Текст: непосредственный // Методология и история психологии. — 2018. — № 3. — С. 96–104.
17. Леснянская, Ж. А. Психология подросткового возраста и ранней юности: учеб. пособие по курсу «Психология подросткового возраста» / Ж. А. Леснянская; Забайкал. гос. ун-т. - Чита: ЗабГУ, 2018. – 148 с.
18. Михайлова, О. Б., Сафи, С. М. Социальные проблемы самоактуализации в подростковом возрасте // Мир науки. Социология, филология, культурология, 2018 №2, https://sfk-mn.ru/PDF/10SCSK218.pdf (дата обращения 25.04.2024).
19. Никифорова, В. А. Особенности формирования личности в подростковый период / В. А. Никифорова. — Текст : непосредственный // Аспекты и тенденции педагогической науки : материалы I Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, декабрь 2016 г.). — Санкт-Петербург : Свое издательство, 2016. — С. 5-7.
20. Определение уровня воспитанности подростков / Т. Н. Матафонова, Е. В. Комарова, А. Н. Доронина [и др.]. — Текст : непосредственный // Инновационные педагогические технологии : материалы IV Междунар. науч. конф. (г. Казань, май 2016 г.). — Казань : Бук, 2016. — С. 8-11.
21. Психология личностного взаимодействия в современном обществе : сборник материалов I Всерос. науч.-практ. конф. с международным участием (Армавир, 12 апреля 2022 г.) / под общ. ред. И.В. Ткаченко; Армавирский государственный педагогический университет. - Чебоксары: ИД «Среда», 2022. - 288 с.
22. Раимжонов, Х. Х. Поведение старшеклассников и подростковые проблемы / Х. Х. Раимжонов. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2023. — № 49 (496). — С. 197-198.
23. Расторгуева, Е. Н. Самоактуализация: самодетерминация или самотрансценденция? (К проблеме личностного развития) / Е.Н. Расторгуева. — Текст: непосредственный // Мир психологии. — 2017. — № 1(89). — С. 194–203.
24. Редина, А. В. Синергетика в современном психологическом исследовании: новый вектор в изучении феномена одиночества в подростковом и раннем юношеском возрасте. Интеграция в психологии: теория, методология, практика / А.В. Редина. — Текст: непосредственный // Сборник статей IV Всероссийской научнопрактической конференции [4 мая 2021 г.]. — Ярославль: РИО ЯГПУ. — 2021. — С. 191–195.
25. Сысоева, В. Н. Развитие психологической устойчивости к социальному стрессу в подростковом возрасте / В. Н. Сысоева. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2021. — № 26 (368). — С. 317-321.
26. Титова, В. М. Повышение уровня эмоционального интеллекта в подростковом возрасте посредством психологического тренинга / В. М. Титова, А. А. Светлова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2023. — № 21 (468). — С. 503-511.
27. Ткаченко, И. В. Психологические особенности самоактуализации личности подростков и старших школьников: сборник трудов конференции. / И. В. Ткаченко, О. М. Дорошенко, Л. А. Перепелица // Психология личностного взаимодействия в современном обществе : сборник материалов I Всерос. науч.-практ. конф. с междунар. участием (Армавир, 12 апр. 2022 г.) / редкол.: И. В. Ткаченко [и др.] – Чебоксары: ИД «Среда», 2022. – С. 155-157.
28. Токарева, Н. Н. Интегративный подход к пониманию совладающего поведения учащихся подростково-юношеского возраста / Н.Н. Токарева. — Текст: непосредственный // Право, экономика, психология. Витебский государственный университет им. П.М. Машерова. — 2018. — № 2(10). –– С. 49–56.
29. Тошпулатова, Н. Х. Психолого-педагогическая работа по организации самовоспитания подростков / Н. Х. Тошпулатова, А. С. Комилова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2016. — № 10 (114). — С. 1306-1308.
30. Юшкова, М. А. Взаимосвязь внутриличностной конфликтности подростков и уровня их агрессивного поведения / М. А. Юшкова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2022. — № 51 (446). — С. 305-307.